С тех пор, как атлеты начали биться за вознаграждения, они пытались вести бой и на втором фронте, путем пропитки мыслей противника некоторыми хорошо подобранными словами. Еще в 1910, в первом боксерском «Бою столетия», Джек Джонсон так основательно избивал Джима Джеффриса, что в определенный момент, чтобы деморализовать его, он начал делать остановки во время разменов, кричал журналистам, что им следует напечатать в следующих выпусках.
Сто лет спустя, игры разума остаются такой же неотъемлемой частью спортивных единоборств. Создать или использовать в голове противника хоть немного сомнения, впоследствии можно в корне изменить результат, в то время у зрителей такой тип смелого и уверенного бойца наподобие Джонса, часто либо притягивает к бойцу, либо отталкивает.
В любом случае это популяризирует дело, болельщики вкладывают деньги, а каждый промоушен рассчитывает собирать полные арены, повышать трансляции и дорого продавать PPV.
Взгляните на список некоторых самых великих ивентов в ММА: Ортиз vs Шемрок II, Лиделл vs Ортиз II, Леснар vs Мир, Эванс vs Джексон, Соннен vs Сильва II, Сент-Пьер vs Диаз. Что между ними общего? Предыстория и отношения противоположных личностей, основанных на грубых словах.
«Я думаю, главное, когда ситуация личная, тогда это стает личным делом и для фанатов.» – говорит чемпионка UFC в женском дивизионе Ронда Роузи. «Когда они начинают выбирать сторону, за которую будут болеть, и, например, есть группа друзей, которые будут смотреть бой, то одна часть этой группы будет поддерживать одного бойца, а вторая другого; есть большая предыстория к этому бою, каждый будет спорить на счёт ”своего” бойца. Когда бой происходит, то это уже дело не только двух бойцов, тут уже решается кто в доме хозяин. Очень часто вы говорите разную грязь друг другу, и эта ситуация становится слишком личной для чужих глаз. Если вы на арене, восхищаетесь увиденным, а рядом человек, который недовольно гудит, вы начинаете болеть еще ярче, потому что вы хотите быть громче, нежели рядом стоящий. Так обостряется ситуация, когда присутствуют разногласия. И вот такие ситуации я создаю. Я делаю это не только ради аплодисментов, я делаю это для хайпа и влияния.»
Но это совсем не просто – создавать такой накал. Например, когда Дэвис «наехал» на чемпиона Джона Джонса перед UFC 172, его никто не воспринял всерьез, в основном из-за того, что такое поведение не характерно Филу, а также Дана Уайт подверг сомнению его просьбу получить титульный бой. Иными словами, это казалось просто смешным.
Как иногда за счет трештокинга можно попасть в яблочко и завести в ступор? Как правило, он подлинный. Должно быть основание, которое легко идентифицировать в качестве источника для тиража. Бывшая дружба, вражда между тренировочными лагерями, борьба за пояс. Что-то ощутимое.
Но также это может быть простой философией. В то время, как большинство бойцов смотрят на подписанный контракт, как на бизнес-договор, братья Диаз, Ник и Нэйт, принимают это как объявление войны, следовательно, каждого противника они видят, как врага. Для них MMA – не спорт, а прямая угроза их здоровью, соответственно, в мышлении братьев Диаз присутствует подлинный гнев к сопернику.
Такой подход к ситуации является довольно уникальным. Большинство тех, кто использует трештокинг, просто пытаются привлечь болельщиков для своих карьерных целей.
Именно этим занимался Чаел Соннен во время своего второго захода в UFC, хотя сам он не называет свои действия трештокингом. По его мнению, он говорит правду. Он «воевал» в середине 2000-х, чтобы получить полное публичное признание, но когда он вернулся в конце десятилетия, он немедленно нацелился на чемпиона в среднем весе Андерсона Сильву, и не успокоился, пока не получил титульный бой. Чаел настолько хорошо продавал свои бои, что в конечном итоге из 5 проведенных боев – 3 были чемпионские.
Все больше растущая фанатская база UFC – одна из причин восприятия перемен вокруг фигуры Соннена, другая, более личная, распространение послания про фокусировку личных амбиций.
«Выберите цель.» – говорит Чаел. «Расскажите нам очень детально, с кем вы хотите драться. Есть причина, если я называю чье-то имя. Если тебе кто-то не нравится, скажите это. Если он просто выше вас рейтингом, просто скажите это. Если он чемпион, скажите это. Это все очень важно. Но вы должны сказать почему. Нужно создать сюжетную линию. Она не должна быть враждебной. Вражда очень хороша в бою, это правда. Но если ее нет в жизни, то её не должно быть и в бою. Это возможно, если вы выражались в сторону противника несколько раз или возвышались над ним. Вы даже можете похвалить какого-то бойца, но вы должны указать за что.»
Соннен настолько одарен мастерством слова, что он может ловко подстроить вопросы журналистов для выполнения своих целей, как он сделал после проигрыша Сильве первый раз; и после своего разочарованного высказывания молвил:
«Вот, правда. Если член комиссии даст добро, а Дана продвинет это дело дальше, то я бы подрался с ним еще раз хоть сейчас.»
Тот момент эмоциональной откровенности помог сделать матч-реванш с Сильвой, который безоговорочно собрал больше всего платных трансляций в 2012 году.
Привлекать внимание – одна из ключевых целей трештокинга, вот поэтому Тим Кеннеди и выбрал Майкла Биспинга для своего следующего боя.
Мало того, что Биспинг является многолетним топовым бойцом, так он еще и служит в качестве добровольного отражателя, который будет постоянно отвечать в ответ потоком грязи и вызовов, которые летят в его сторону.
В преддверии их боя в апреле, Кеннеди и его команда разработали в Ranger Up (фирма по производству футболок) серию роликов в качества дополнительного контента для зрителей, заинтересованных в этой вражде. В этом видео издевались над манерами британца: борьба, общая репутация, также была добавлена анимационная версия, где у Майкла были подушки, место кулаков.
Кеннеди далеко не поклонник Биспинга, в связи со спорной победой англичанина над его другом Хорхе Риверой. Майкл, в свою очередь, покорно ответил по телефону Тиму, гордому бывшему солдату американского спецназа, выразив «смущение» Вооруженным Силам.
«Я не имею проблем с большинством трештокинга.» – ответил Кеннеди. «Я думаю, это гениально пытаться залезть под кожу с помощью слов. Он может говорить все, что угодно. Он может насмехаться над моей семьей. Может смеяться над моими детьми. Это как: ”Я уже не уважаю тебя. Следовательно, все, что ты говоришь, не раздражает меня."»
Однако это не есть распространенное представление о приемлемости в таких разговорах. Помните тот шум в 2011 году, когда Соннен сказал, что придет в дом Сильвы «поглаживая маленькую леди по попке, говоря ей, чтобы она сделала мне стейк средней прожарки, так как я люблю».
Хоть Андерсон и смеялся последним, выигравши, пригласил Чаела на барбекю, но даже люди без супругов утверждали, что грань между трештокингом и семьей не должна пересекаться.
«Семья не выбирала тот путь, которому последовали вы (быть бойцом), так что это несправедливо, что они должны разделять стресс из-за вашей профессии.» – говорит Ронда Роузи. «Я стараюсь держать семью как можно дальше от этого всего.»
Трештокинг перед боем – один из видов. Однако не такой острый, как в самом бою. Ник Диаз весьма известен по насмешках над другими бойцами, чтобы прогнуть противников перед своим неподражаемым стилем и темпом.
«О, мы выкинули гребанный спиннинг-кик только что?» – однажды он спросил Карлоса Кондита в середине их боя на UFC 143. Это была так называемая уловка в виде вопроса, специально для того, чтобы сорвать намерения Кондита в виде отказа от некоторых аспектов его навыков.
«Я знал, что должен быть готов морально так же, как и физически в бою с Ником Диазом.» – говорит Карлос, который выиграл решением судей тот очень ровный бой. «Он жесткий парень. Я ударил его жестко несколько раз, а он только продолжал наступать. Это было так, как я и предполагал. Также хорошо как он говорил, насмехался и прочее, я должен был быть максимально сфокусированным и выполнять свой геймплан. Не важно, что он говорил, или сколько ударов он выдержал. Я не мог позволить себе потерять концентрацию.»
В самом бою трештокинг не всегда срабатывает, в основном потому, что боец не сильно думает о чем-то, так как его внимание более сфокусировано. Примером служит поединок Нэйта Диаза с Клэем Гуидой. Нэйт, как и его брат, любит общаться во время боя, проезжал по ушам Клэю на протяжении всех трёх раундов их поединка в начале 2009 года. Но один причудливый момент все же связан с Гуидой.
«Кажется, это был второй раунд, мы были в самом разгаре боя или в борьбе за выгодную позицию и он давай начинать ”209, сука, 209, сука!” » – сказал Гуида с улыбкой. «Я посмотрел на часы, и там было приблизительно 3:15 или что-то такое. Я подумал типа ”Чувак, он не мог говорить мне время”. Прошло несколько недель, пока я понял, что он имел в виду код своего города! Я думал, это было смешно, что я действительно не понимал, как он хочет акцентировать моё внимание на остатке времени. Я думал, он хотел сказать мне ”Осталось всего две минуты, дерись со мной.”»
Клэй мало уделяет внимание разговорам перед боем, соответственно, Нэйт Диаз выбрал неудачную мишень для запугивания. Вместо возможности запутать посыл, Соннен, нынешний бесспорный чемпион в трештокинге, предлагает более простой подход. Чаел рассказыает, что иногда бойцы спрашивают у него совет, что говорить на публике, и он говорит им быть прямым и не переходить грань.
Его собственный стиль трештокинга частично выработался под влиянием профессиональных рестлеров, такого как Стив Остин, но в основном, после просмотра мировой политики, где всегда работает иерархическая система, и вы всегда стремитесь к цели выше вас. Более важно то, как он научился владеть искусством создания заголовка для СМИ.
«Вот в чем дело, я не получаю выгоду за 15 минут проведенных в октагоне, я получаю ее за 30 секунд после этих 15 минут.» – говорит Соннен. «30 секунд с Джо Роганом. Мое поведение отличается от других, когда Джо спрашивает меня ”С кем ты хочешь драться?” Чтобы вы не делали, никогда не говорите "Любого, кого предложит UFC”. Понятно, что это очевидно. Скажите нам, с кем вы хотите драться. Выбирайте себе бой. Дай мне причину посмотреть этот бой. В конечном итоге вы находитесь на рынке. Вы перед болельщиками. Вы прямо перед людьми, которые вам платят деньги. Вы прямо перед людьми, которые действительно хотят получить ответ на вопрос, заданный Джо Роганом, и только несколько бойцов отвечает на этот вопрос. Бойцы говорят то, что, по их мнению, они должны сказать, но на самом деле это худшее, что они могут сказать. Это утрата возможности.»
Почти также плохо говорить, по его мнению, несколько имен, разделив свою фанатскую базу в процессе. Выберите одну цель. Начните свою личную повесть.
История его успеха – показатель того, что с ним связывалось несколько менеджеров и бойцов как в UFC, так и за пределами: они тянуться к нему с просьбой о помощи в вопросе увольнения, и он зашел так далеко, вплоть до написания сценариев для некоторых бойцов.
В то время как это могло бы звучать неискренне для некоторых, он считает, что такие навыки ничем не отличаются от, например, изучения нового сабмишенна у того, кто его уже усвоил.
«В общем-то, это моё естественное поведение, но я немного лицемерю, так как часто попадаю в камеры, и вести постоянно как в реальной жизни невозможно.» – говорит Соннен. «Люди говорят, что у тебя интервью на два часа дня, и я готовлюсь к нему, как к испытанию. Я не собираюсь приходить и смотреть, что приготовили для меня.»
Роузи также считает себя благословленной иметь дар болтливости, но она также уделяет время подготовке перед появлением в центре внимания. Например, цитировала свое двойное интервью, которое она сделала в 2012 году перед первым боем с Тейт, где Ронда старательно расследовала позицию в рейтинге Миша, как тему, связанную с контендерской гонкой. Для того чтобы быть как можно лучше подготовленной для ответа на слова Тейт, Роузи обсуждала тему разговора с друзьями.
«Общая идея спланирована, но фактические действия – спонтанные.» – говорит Ронда. «В таком случае, я пускаю ситуацию в такое русло, что буду готова к любым сказанным словам. Но в следующий раз, когда я окажусь в словесной перепалке, я просто импровизирую.»
Роузи уже заняла почетное место среди лучших трештокеров в MMA наряду с такими личностями как Тито Ортиз, Фил Барони, Майкл Биспинг, Ремпейдж Джексон, Рашад Эванс, и даже Брок Леснар.
Если и есть самый лучший момент трештокинга, то, почти наверняка, это тот момент, который произошел Strikeforce в 2007 году, когда Френк Шемрок, отец раннего трештокинга, встречался с Барони. Все предыдущие события привели к тому, что бой был накаленным. На первой минуте первого раунда, Френк довел его до высшей точки кипения, показав Филу, что уложит его спать, и даже сделал характерный жест имитации сна (сложил руки под бок лица и на мгновение закрыл глаза). Со следующим градом ударов он отправил Барони в нокдаун. В последующем раунде Шемрок провел удушение, усыпил Фила, и тем самым выполнив свое обещание. Идея, исполнение, конечный результат, все в идеальном комплекте.
Ответить на ваши разговоры – это как найти чашу Грааля. Такое не часто бывает, но в целом игра стоит свеч. Вот поэтому действия молодого виртуоза трештокинга, Коннора МакГрегора, так завораживают. Бросать вызов Хосе Альдо, толком ничего не добившись, не самая лучшая затея, но под этими словами предполагается определенный уровень наглости и дерзости, и эта ситуация, кто бы что не говорил, нам интересна.
В конце концов, каждый согласиться, что слова являются более весомыми, если вы их подтверждаете делом. Вы можете извергать разную чушь, что скинете чемпиона с вершины, даже когда сами ничего не представляете, но понимающий ситуацию зритель начинает воспринимать бойца, когда риск ответить за сказанное становиться реальным.
«Я определенно делаю лучше, когда нет иных вариантов.» – говорит Роузи. «Я чувствую, что трештокинг как часть промоушена, один из видов сделать себе имидж перед боем. Вы можете услышать, как многие парни и девушки говорят, они почти это делают так, что в случае поражения им нечего будет предъявить. Они подают это как грациозную потерю. Я реально никогда не хочу пользоваться таким вариантом. Я не хочу, чтобы в моей голове укладывалось ”Ну, если я проиграю, то я все ровно в порядке”. Нет, я хочу, чтобы было так: ”Если я проиграю, то это будет конец света”, таким образом, это мое отношение к ситуации. Много людей имеют такую манеру разговора, которая заблаговременно смягчает падение в случае поражения, и я даже не хочу думать, что такой вариант может быть приемлемый для меня.»
Статью подготовила Лисенкова Екатерина
Просмотров: 59