История клана Мачида: Часть 1 – становление шотокан карате в Бразилии
Во времена становления ММА, кадры с избитыми каратистами уже никого не удивляли, так как эти ребята попросту не справлялись с борцами и грепплерами, доминировавшими в те временами. А фраза Кена Шемрока: «Я увидел, что Хойс Грейси в кимоно, и расслабился, так как привык бить этих каратистов» и вовсе казалась унизительной для ребят, многие годы отдавших этому стилю восточных единоборств.
Но Хойс оказался отнюдь не каратистом, и Кен взял свои слова обратно, правда, уже когда стучал по настилу. В те годы адепты карате старались не соваться в клетку, но все же встречались такие крутые ребята, как Патрик Смит и Кит Хэкни (а также 50-летний актер Рон Ван Клиф, но он лишь хотел тряхнуть стариной). Участники серьезных чемпионатов игнорировали ММА.
Жорж Сент-Пьер считает себя представителем карате, но в его боях трудно проследить экзотику киокушина – ЖСП давно адаптировался к ММА. После Пэта Смита в 90-е, впервые ярко-выраженный каратека переступил порог октагона в 2007 году. И это напоминало далекий 93 год – зрители не совсем понимали, что происходит, так как вместо привычного «боксерско-борцовского» стиля, и джитсерских чудес, они увидели нечто совсем иное – шотокан карате, адаптированное для ММА семьей Мачида…
Эта история началась еще в 1968 году, когда 22-летний Йошизо Мачида покинул Японию, и отправился в страну карнавалов. И это путешествие длиной в 40 суток было первым испытанием на пути к успеху.
«Океан был настолько бурным, что первые 15 дней, насколько я помню, я попросту блевал», – вспоминает Йошизо. – «А когда я похудел до 54 кг, кто-то предложил мне виски. И тогда я понял, что, напившись вдрободан, я уже не ощущаю качку корабля. Я начал привыкать к этому, и затем даже начал обучать карате весь экипаж корабля. Это было поистине здорово».
Прибыв в бразильский город Белем, юный каратека трудился на строительстве дорог, получив рабочее место благодаря службе миграции Японии. Немного заработав, спустя год он отправляется в Рио-де-Жанейро, и проведет две недели с мастером Фумоном Танакой – поистине одиозной личностью из мира карате. А затем Мачида уедет в Сан-Пауло, где его будет ждать самое важное знакомство в его карьере – встреча с братом легендарного Антонио Иноки.
На тот момент, Иноки еще не провел эпичный поединок с Мухаммедом Али, но уже был абсолютной иконой японского прореслинга. Когда Антонио был еще молодым легкоатлетом все в той же Бразилии, его отыскал другой знаменитый прорестлер – Рикидозан. Вскоре Рикидозана убьют якудза, Иноки станет №1, и теперь уже именно он будет искать таланты. Чтобы в скором времени сыграть ключевую роль в карьере Лиото.
«Встретив брата Иноки, я стал заниматься его академией (у японских прорестлеров в то время были академии единоборств, в которых они спарринговали в полную силу – прим. авт.) Позже я отправился в Баию, где открыл уже собственную академию. Я тренировал более 10 000 студентов, но лишь 250 из них получили черные пояса (на момент 2009 года – прим. авт.).
Я приплыл в Бразилию лишь с двумя комплектами одежды, и знал только три фразы на португальском – «доброе утро», «добрый вечер», и «голоден». Я не спал на улицах, но вот в академиях, без еды, я переживал жесткие времена. И с того времени, я уже успел обзавестись собственной академией и студентами.
И я считаю себя счастливым человеком. Я уверен, что каждый человек должен заниматься любимым делом, вне зависимости от того, обычное ли это занятие, или нечто отличающееся от других. В наши дни это очень сложно».
Обучать людей карате в Бразилии было не самым легким занятием – это был расцвет боев валетудо, где крутые бразильские ребята доказывали превосходство своих стилей. И доминировало в те годы джиу-джитсу Грейси, соревнуясь с представителями лута ливре, кэтч-реслинга и других стилей.
Как вспоминал Лиото Мачида, многие крутые ребята приходили в зал его отца, чтобы бросить вызов дерзкому японскому парню. Но Йошизо не был любителем шоу, и его условия были таковыми – никаких зрителей, они вдвоем заходят в зал, и выходит оттуда только один. Услышав такой расклад, уровень крутости местных бойцов резко падал, и они часто уходили ни с чем.
Все дело в том, что шотокан карате не было для Йошизо спортом.
«В прошлом, карате было способом самообороны, и использовалось непосредственно в бою», – говорит старый мастер. – «На сегодняшний день, это скорее спорт, направленный на соревнования. Я, как и большинство моих учителей, считаю, что философия карате теперь забыта. Его нужно использовать для того, чтобы прикончить оппонента. В наши дни, бойцы сильнее, быстрее и лучше подготовлены, но дерутся лишь для набора очков. Карате следует вернуться к истокам самообороны.
Например, в дзюдо ты можешь набрать 20 очков, но если тебя бросят на иппон, ты проиграешь, так же и в джиу-джитсу. Так почему эти очки тогда так важны? Если тебя нокаутировали или засабмитили – все кончено. Поэтому я всегда говорил Лиото заканчивать бои досрочно, а не просто набирать очки. Если бой начался – старайся закончить его как можно скорее».
В Сальвадоре, Йошизо встретит девушку по имени Анна Клаудия, которая родит ему четырех сыновей – Таке, Чинзо, Кензо и Лиото. И так начнется новая веха его жизни, которая прославит их семейный стиль на весь мир…
Автор – Роман Романчук / MMABoxing
Просмотров: 9